10 признаков, что в компании нужен DesignOps

Кто такой DesignOps и какое влияние он оказывает на дизайнеров, команды, продукты компании? Если говорить кратко, DesignOps нацелен на улучшение коммуникации внутри команды и между командами, заинтересован в стандартизации (и даже автоматизации, если это возможно) процессов, эффективной работы с фидбеками, а так же в тестировании и внедрении инновационных практик. Другая сторона работы DesignOps — это эффективный найм дизайнеров с нужными навыками, участие в их персональном развитии, а так же в качественном развитии дизайн-команды. И наконец, DesignOps планирует работу, определяет процесс и конкретные методы достижения дизайн-целей для каждого конкретного проекта.

DesignOps культура в компании помогает экономить на найме, иметь меньше непредвиденных ситуаций не только во время дизайн-стадии, а во время стадии имплементации дизайна, в конце концов — создавать продукты, популярнее чем у конкурентов, за счет лучших дизайн-решений и более быстрому выводу на рынок отлаженных MVP.

Если написанное выше звучит недостаточно убедительно и вы не знаете, нужен ли DesignOps в компании, вот топ-10 знаков, которые помогут это понять.

Переходя на работу в другую компанию, специалист сталкивается с непривычной трактовкой процессов производства. Специалисту приходится изучать нюансы, привыкать, например, к новым этапам, формам еженедельных отчетов или даже к формату подготовки макета для разработчиков. Это нормально, ведь речь идет о смене компаний. Но это не нормально, если такие трудности возникают внутри одной компании.

Стандартизация дизайн-документации, подготовка макетов к разработке и их сопровождение, делает взаимодействие между дизайнерами эффективнее и проще. Что еще важнее, это снижает количество вопросов от разработчиков, чье время стоит гораздо выше, чем у любых других специалистов компании. Если вас беспокоят случаи, когда сроки производства замедляются из-за отсутствия состояний компонентов в дизайне, непонимании, как работает прототип, или даже персональных привычек подготовки макетов для разработки — вам нужен DesignOps.

Особенно это актуально, если продукты разрабатываются от стадии формирования идеи до выхода на рынок. Другими словами, если вы компания полного цикла — вам нужен DesignOps.

Вне зависимости от типа проекта, дизайн-команда должна понимать, как начинать работу над продуктом, как его развивать на следующем этапе производства, какие методы использовать и что от неё ждут в конце каждого этапа. Это расширяет возможности менеджера по ротации дизайнеров в командах, делает команды более независимыми и автономными. Самое главное — сроки, процессы и результаты становятся предсказуемыми для смежных команд и специалистов — менеджеров, аналитиков, разработчиков.

Если бизнес-модель компании не предполагает найм дорогих опытных дизайнеров, вы попадаете в порочный круг — у компании нет собственных интеллектуальных ресурсов для погони за конкурентами или производству более продуманных продуктов, которые бы работали на лояльность партнеров и конечных пользователей, в конце концов вытолкнув компанию за пределы этого круга навстречу новым вершинам.

В такой ситуации, DesignOps поможет построить культуру лидерства в компании, установить эффективные дизайн-процессы и совершенствовать их по мере профессионального роста дизайнеров. Важно, что DesignOps определит точки роста для дизайнеров, составит планы индивидуального развития, будет проводить действительно эффективные перформанс-ревью.

NB: Что-то здесь не так, скажете вы. У компании нет бюджета на найм опытных дизайнеров, но ты предлагаешь нанять DesignOps? Верное замечание. Но вот вам Pro Tip: необязательно нанимать DesignOps на полное рабочее время. Еще интереснее — иногда вам вообще не обязательно нанимать DesignOps. Но об я расскажу ниже, в бонус-секции.

Весь секрет во фразе «хорошее портфолио». Пока вы оцениваете навыки дизайнера настолько субъективно, вы регулярно будете сталкиваться с субъективным пониманием того, что такое результат работы дизайнера, каким он должен быть. Каждый дизайнер, стейкхолдер, менеджер, клиент имеет субъективное мнение и это может быть «войной всех против всех».

DesignOps внедрит процессы правильной оценки дизайнеров по их способностям входить в проекты, принимать обдуманные, намеренные решения, влиять такими решениями на развитие продукта. Это не значит, что каждое принятое таким дизайнером решение будет условно «правильным». Но в случае не согласия с ними, обоснованные и обдуманные решения ведут к обдуманным и обоснованным диалогам, включат в игру рационализированные альтернативные решения. Именно это и есть влияние на эволюцию продукта.

Искать и находить нужных дизайнеров — задача DesignOps.

Это немного похоже на пункт с отсутствием в команде опытных дизайнеров, но отличия есть. Главное — в компании может быть лишь иллюзия персонального роста и соответствующих процессов и это случается драматически чаще, чем вы думаете.

Даже опытные дизайнеры не всегда могут правильно определить точки роста и пытаются применять для развития менее опытных коллег те паттерны, которые сработали для них самих. Это далеко от эффективной системы персонального развития — люди учатся по-разному, это очевидно. Так же очевидно, что навыки, которые стоит развивать, у всех тоже разные.

Цель DesignOps — не только использовать паттерны, а понимать личные особенности дизайнера и персонализировать процессы персонального развития.

NB: Кстати, если ваш дизайнер в среднем за год посещает больше дизайн-конференций, чем дизайн-курсов или воркшопов — это флажок, что планы персонального развития где-то свернули не туда.

Рад, что вы нашли и построили процесс, который кажется эффективным и удовлетворяет потребности бизнеса. Но дизайн, как часть разработки продукта, развивается, эволюционирует и нет никаких возможностей участвовать в этой эволюции, если вы боитесь экспериментов. DesignOps отслеживает тренды дизайн-менеджмента, методологий и управления процессами.

Процессы, построенный DesignOps, позволят опробовать лучшие практики и инновации на реальных проектах, без риска оказать на них негативное влияние. Это важно для тех случаев, когда компания не может выделить команде дизайнеров время на полноценные учебные проекты.

Какая в этом польза для бизнеса? Компаниям с более развитой дизайн-культурой проще привлекать специалистов, а значит найм обходится дешевле (не только дизайнеров!). Компании, которые тестируют и внедряют инновационные методики, получают лучший результат за то же количество времени, а значит повышают ценность продукта, одновременно снижая затраты на производство. Нужны еще причины для найма DesignOps?

Рост — это прекрасно. Но случается, что точка масштабирования команд становится болезненным этапом этого роста. Привычные паттерны перестают работать, привычки становятся слабостями, процесс становится нервозным и менее эффективным.

Вы знали, что пик текучки кадров приходится на этапы наиболее бурного роста компании? Было бы здорово, если бы кто-то позаботился о процессах, о переходном периоде и сделал процесс роста интересным вызовом, а не болезненной проблемой.

DesignOps поможет с определение и внедрением новых процессов до наступления критического момента, налаживанию эффективной коммуникации в случаях, когда точек взаимодействия у каждого специалиста становится в два-три больше. DesignOps разрабатывает новый онбординг и помогает включению в работу новых дизайнеров.

Звучит абстрактно — как определить, когда продукт становится «достаточно» большим? Это означает, что чаще возникают проблемы с консистентностью в дизайне на уровне пользовательского интерфейса и на уровне пользовательского опыта. Иногда продукт не производит впечатление целостности, особенно, если вы создаете эко-систему продуктов и сервисов — например, вы используете разные паттерны для схожих пользовательских сценариев.

DesignOps поможет улучшить коммуникацию между продуктовыми командами или отдельными специалистами, а при необходимости внедрит процессы Design Experience Review, которое направлено на систематизацию дизайн-компонентов, паттернов и поддержания ощущения гармоничной целостности продукта.

Большой продукт означает сложные процессы на уровне управления разработкой, поддержке документации и систем. Уже через пару лет вы обнаружите такое количество потерявших актуальность задач, устаревших компонентов, экранов, прототипов и прочих сущностей, что использования документации в таком виде становится все менее и менее целесообразным.

Для решения таких проблем существует инвентаризация дизайн-артефактов, которую инициирует, поддерживает и выполняет DesignOps.

Начнем с того, что вы — лучший. Осталось только понять, как это сделать правильно — быстро, эффективно, с наименьшими инвестициями. Ответ простой — перечитайте пункты выше и поймите, что вам нужно развивать DesignOps культуру в компании. Это то, что поможет с развитием дизайн-команды, сделает процесс поиска и найма специалистов прозрачным и результативным, построит нужные рабочие процессы и в конечном итоге улучшит качество результата работы дизайнеров и уровень их влияния на продукт.

Bonus section
Спасибо, что дочитали до этого места. Вы молодцы. Вот несколько Pro Tips:

  • Исследование Invision Design Leadership Forum показало, что DesignOps может эффективно работать одновременно с от одной до четырех кросс-функциональных команд. Если у компании в структуре меньше четырех таких команд, вам может помочь DesignOps, работающий парт-тайм.
  • Вам вообще не обязательно нанимать DesignOps, как отдельного специалиста. Ведущий дизайнер или опытный менеджер продукта может начать внедрять Design Operations процессы на уровне компании. Это тот случай, когда даже частичная активность лучше, чем никакой.
  • Нет смысла внедрять DesignOps культуру, если в списке вы не нашли для этого причин. Если компания — это небольшой продуктовый стартап, может не потребоваться DesignOps (разве что для точечных улучшений). Эта должность тем актуальнее, чем больше ваша команда и чем быстрее процессы разработки в ней.

Head of Design at Cinderblock Inc., Independent User Experience and Design Operations partner

Head of Design at Cinderblock Inc., Independent User Experience and Design Operations partner