Инсайты по процессу роста UX зрелости компании

Photo by Lindsay Henwood on Unsplash

За последние несколько месяцев мне удалось пообщаться с несколькими компаниями, которые столкнулись с проблемами масштабирования дизайн-процессов. Ведь мир не стоит на месте и аудитория, чувствительная к хорошему потребительскому опыту, ощутимо растет. Старые дизайн-процессы не могут удовлетворить этот запрос.

У всех компаний 9 из 10 озвученных проблем совпадали — это отсутствие или очень слабая проработка:
- стандартизированных критериев оценки результата работы;
- стандартизированных подходов к производству дизайна;
- метрик оценки полученного результата;
- фреймворков изучения пользовательского опыта и трансформации инсайтов в задачи;
- подмена лидершипом менеджмента (почему нужно и то, и другое — смотри цитату ниже);
- и так далее;

Лидеры дают энергию, а менеджеры — фокус. Если в команде окажется дефицит навыков менеджмента, дизайн-процесс рискует остаться на уровне лозунгов. Если не будет лидеров, дизайн-процесс превратится в бесконечное планирование и обсуждение.
Михаил Руденко

Что же делать и с чего начать? Начать нужно с определения стартовой точки — текущего уровня UX зрелости компании.

Не существует UX зрелости дизайн-команды. Есть только UX зрелость компании.

Есть несколько моделей UX зрелости компании. Отличия между ними в основном описательного свойства — по-разному называются, по-разному описывают процессы и признаки. Но по сути они не противоречат друг другу, а дополняют, делая оценку более точной, если применить несколько моделей. А какую конкретно терминологию выбирать — дело сугубо личное.

Нет особого смысла описывать эти модели и способы оценки. Материалов об это достаточно.

Сейчас хочу поговорить о встрече двух культур — когда дизайн-менеджер из компании с более высоким уровнем приходит в компанию с более низким уровнем зрелости. Даже, не столько поговорить, сколько поделиться некоторыми инсайтами и выводами.

Пишу про компанию как об одушевлённом предмете — «компания думает», «компанию беспокоит» — только для удобства изложения. Во всех таких случаях имеются в виду ключевые лица, принимающие или влияющие на принятие решений в компании.

Инсайты по процессу роста UX зрелости:

  • я всегда считал, что правильное развитие процессов это «эволюция, а не революция»; оказалось, что развитие — это не эволюция, а селекция — компания и процессы не перейдут на другой уровень просто с течением времени, нужны целенаправленные усилия по планированию и организации UX стратегии;
  • при отсутствии таких усилий, компания может не осознавать низкую UX зрелость и, соответственно, выгоды от перехода на следующий уровень могут быть не только не очевидны, но и казаться чём-то плохим — разрушением устоев, непоправимыми реорганизационными потерями и т.п.
  • чем ниже уровень компании, тем ниже уровень процессов, которые ее беспокоят и которые она считает ключевыми — выбор инструментов, распределение ролей, «фичеризм» и высокая скорость деливери, т.д. — это не плохо само по себе, это просто отражает текущий уровень, маркирует его (может помочь при определения текущего уровня);
  • существует карго-культ UX процессов — это когда есть набор UX процессов, но выводы и решения поверхностные или замкнуты на самих процессах — может быть хорошим показателем стремления компании к росту зрелости, если она осознаёт недостаток знаний ключевых специалистов или слабость установки UX метрик;
  • обратная сторона карго-культа UX процессов — компания может думать, что УЖЕ перешла на следующий уровень — читай пункт про осознание, тут будет та же проблема;

Выводы:

  • нельзя говорить на языке ценностей более высокого уровня зрелости с компаниями, находящимися на уровнях ниже — вас просто не поймут;
  • нельзя строить процессы, без определения текущего уровня — любые активности должны ему соответствовать и способствовать переходу на следующий уровень;
  • нельзя по определению считать процессы более высокого уровня, внедряемые на более низком, чем-то хорошим— они могут быть не экологичными, иногда даже разрушительными, в определенном смысле;

Про дальнейшие шаги напишу в отдельной статье, кажется, в этой уже достаточно информации для осмысления. Постараюсь дать максимально практические советы о том, как направить рост UX зрелости вашей компании.

Если вам понравилась статья и вы считаете тему интересной и полезной, не забудьте её поделиться с другими 🤙

--

--

--

Head of UX at Grow Finance, Independent User Experience and Design Operations partner

Love podcasts or audiobooks? Learn on the go with our new app.

Get the Medium app

A button that says 'Download on the App Store', and if clicked it will lead you to the iOS App store
A button that says 'Get it on, Google Play', and if clicked it will lead you to the Google Play store
Alex Nikiforov

Alex Nikiforov

Head of UX at Grow Finance, Independent User Experience and Design Operations partner

More from Medium

Snapchat Partners With Ticketmaster To Match Users With Live Events

Milton Glaser—Booklet and Mobile Experience

Ethical Challenges in AR / VR

Ironhack Challenge 2: Wireframing (Kevin Plancarte)